?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

12 апреля на сцене Культурного центра Св. Василия Великого  на сцене произошло самое обыкновенное ЧУДО...
Девятнадцать детей и подростков театра "Несмотря ни на что" через спектакль "Звонари или История не на оценку" смогли достучаться до каждого зрителя, каждого обогреть, задеть за живое, огорчить, и подарить надежду.
Откуда взялось столько у "ниточек", за которые они дёргали нас, зрителей, так просто, бесхитростно? Ведь это не было чувство жалости или сопереживания героям, это были наши собственные чувства, которые они смогли разбудить своей искренностью и жизненной историей сценария.
Может быть в этом уникальность этого спектакля, - в том, что каждое слово было взято из нашей жизни? Вроде история, рассказанная в спектакле - обычная история подростков, которые в определенный момент взросления задаются вопросами "кто я", "где мои корни", "какова история моей семьи", попутно задевая самые важные темы - истории, памяти, любви...
Но я просидела весь спектакль в полном внимании и напряжении, мне казалось, что я вижу что-то очень личное, и я плакала. Но я видела, что и другие зрители плакали: и тот сдержанный мужчина, и та семейная пара, и зрители соседних рядов...
Значит, и они увидели в этом что-то личное, что болело и ныло у них внутри, и было так легко раскрыто тем, что происходило на сцене?
Пожалуй, самое удивительное ощущение, которое я отчетливо прочувствовала в ходе спектакля - это ощущение нахождения в храме: древняя сырость и легко движение ветра, способное сбит пламя свечи, высокий свод купола и спокойствие...
Возможно, это всего лишь плод моего воображения, но давайте прочтем и другие отзывы, возможно они что-то прояснят!

Я же хочу выразить свою благодарность и признательность всем создателям и участникам состоявшегося спектакля "Звонари или История не на оценку": режиссеру Ольге А. Сиваченко, концертмейстеру Анатолию В. Сиваченко, которые своими руками шили костюмы и декорации, подбирали музыку, писали сценарий и продумывали сценографию и всё остальное, о чём я даже не догадываюсь, но что необходимо для создания спектакля; и всем артистам - Е. Смирновой, З. Трофимову, Д. Абрашкиной, В. Каренко, Е. Поликарповой, А. Воронцовой, Ф. Зиновьеву, Е. Почтарёвой, М. Мещеряковой, А. Конакову, Д. Ермиловой, С. Подсеваловой, М. Пантеевой, Е. Ерофеевой, С. Ерофеевой, А. Барабановой, А. Родионовой, Р. Фроловой, а также их родителям.
Вы сделали большое, очень важное и нужное дело - для всех нас, и для крохинской церкви, чей ангел ждал этой любви и понимания долгих 50 лет!

Фотографии с московской премьеры спектакля "Звонари или История не на оценку" - С. Майтелес, А. Тукаева.

_IGP7078



MAY_4850

MAY_4846

MAY_4855

MAY_4861

MAY_4865

MAY_4877

MAY_4884

MAY_4901

MAY_4915

MAY_4919

MAY_4932

MAY_4956

MAY_4960

MAY_4980

_IGP7114

Алексей Зайцев
Сегодня посетил спектакль «Звонари, или история не на оценку». В восторге от игры ребят из Саратова. Текст и песня Игоря Растеряева, открывающие и завершающие спектакль, очень уместны!
Очень рад тому, что поднята тема исторической памяти и, вообще, отношения к истории. В мире ничто не пропадает, ни хорошее, ни плохое, и перехитрить можно только себя.
Всё-таки в провинции сохранилось здоровое мышление. Мне кажется, что думающие люди живут там хоть и "медленнее", но мыслят глубже. Это вселяет надежду!
Хочется верить, что будет возможность увидеть спектакль вновь, неважно где. Жаль только друзей, которые не смогли его посетить.

Михаил Ильин (uchazdneg): Вернуть эту землю себе (с). Заметки об одном спектакле.
Шел я на этот спектакль с легким сердцем, но без особого вдохновения - вывеска обещала любительский спектакль провинциального детского театра, ну каких особых сценических откровений можно ждать от этого действа?...
Всё оказалось иначе. Есть простой способ отличить хороший фильм или спектакль от плохого - наличие постоянной концентрации. Когда смотришь, открыв рот, вслушиваясь в каждый звук, ловишь каждый жест и каждый кадр - и при этом еще ощущаешь такой забытый, но приятный плохо смазанный скрип собственных извилин...
Как и большинство зрителей, я честно просидел в слезах и соплях большую часть спектакля - настолько режиссер и дети-актеры нашли точные ниточки к резонирующим струнам. Хорошая драматургия (нужно сказать, что пьесу под впечатлением от знакомства с проектом Крохино.ру написала сама руководительница театра, для чего ей пришлось честно и основательно погрузиться в тематику памятников, волонтерства и реставрации), очень точная режиссура и очень искренняя игра детей-актеров.
Получилась пьеса не столько про церковь, сколько про подростковые поиски себя, своего эгрегора, идентичности. О том, что уважение к своей истории, к своим предкам, корням - не меньшая потребность, чем в изобилии диктуемых городской средой ценностей и соблазнов. И дети приходят к пониманию этого через обрывочные, легкие, почти водевильные прикосновения ушедшей реальности и прошлых конфликтов.
При этом пьеса выстроена очень тактично и вполне светски - несмотря на присутствие среди действующих лиц ангелов, настоятельницы монастыря, слушательницы воскресной школы и даже... разрушенной церкви. В роли церкви, насколько я успел уловить, выступил многострадальный и редко посещаемый храм в Перстёнках, что стоит над долиной Днепра в Сафоновском районе Смоленщины. В одном из эпизодов он неожиданно возникает на сцене мозаикой из картонных кусочков фотографий, на обороте которых тоже изображены гибнущие храмы, уже в полный размер. За несколько секунд, что картинки были в руках у артистов, я успел узнать Успенский собор Рдейской пустыни и деревянную церковь в Новой Осиновке (что важно, учитывая прописку труппы в Саратове). А еще в спектакле участвовали репродукции со старинных семейных фотопортретов - причем реальных фотографий из домашних архивов участников спектакля. Так что дети лишь отчасти играли, а отчасти проживали на сцене свои собственные сюжеты.
В общем, если будете в Саратове - не пожалейте времени, сходите на этот спектакль. Он называется "Звонари, или История не на оценку", а сам театр называется необычно и весьма говоряще: "Театр, где играют дети, Несмотря ни на что".

Александр Рохлин, журналист
Спектакль был действительно хорошим, по определению. На мой взгляд история о потере памяти, расказанная детьми не может переживаться как трагедия, потому что разрушают не дети, а взрослые. И возвращаются на родные пепелища тоже взрослые. И муки совести о разрушении чего -либо: дома, семьи, храма, города, детям неведомы, и Слава Богу.
Самая трогательная сцена - фотографии родных над головами белых ангелов - это скорее немая просьба об усыновлении, о любви, тоске по семье, усталости от сиротства. Разрушенные храмы, в этом случае, лишь фон, предлагаемые обстоятельства.
Действенность этого спекталя, на мой взгляд, еще и в этом "ощущении нахождения в храме". Так и было, подтверждаю это ощущение "прихода" (сообщества людей, обьединенных вокруг одного храма). Люди идут в церковь на службы, исповедь, Причастие, требы, беседы со священником, свечку поставить, поплакать в углу, помолчать в одиночестве, поболтать со знакомым,  попить чай в церковном домике,  перемыть косточки соседу и проч... Это уже жизнь. Без подвигов и самопожертвований, но осмысленная изнутри, и всегда всегда осененная тихим Светом.
И мне показалось, что в Крохинской церкви, которой был посвящен этот спектакль, есть свой приход. И состоит он не только из костяка волонтеров, а из самых обыкновенных, неравнодушных и случайных,  заходящих, уходящих и остающихся, верных и сомневающихся, щедрых и прижимистых людей. Всех их, почти случайно, угораздило зайти в Крохинскую церковь и задержаться там... И спектакль был нашей общей, нестройной и искренней молитвой посреди разрушенных стен храма, что является лишним доказательством - храм в Крохино жив. И жив не виртуально, но и в реальности, - через мысли, чаянья и молитвы.
Вместе с тем я остаюсь при мнении, что это действие скорее для камерной сцены. Здесь актеры должны быть значительно ближе к зрителю, чтобы уже наповал разить колоколами и образами, создавая общую тишину. Но. Не уверен, что в в камерных условиях, с такой же ясностью проявилось бы ощущение нахождения в храме. Пустые стены актового зала больше похожи на разрушенные своды...

Андрей Фефелов, Екатерина Ненашева: "Хочется верить", газета Завтра
Группа подростков, на первый взгляд, как раз типичные отпрыски своей эпохи, - живёт совершенно обычной жизнью, ограничив свои интересы социальными сетями. Мысль о том, что никто не знает своих корней, приходит к ним внезапно - при чтении родословной собаки одного из героев. Такой невинный и простой поворот сюжета - настоящий гротеск реального времени, оголяющий гноящуюся рану сегодняшнего поколения. На сцене появляются старые семейные черно-белые фотографии.
Затем подростки знакомятся с разрушающимся храмом вблизи родного села, и у них появляется цель - во что бы то ни стало восстановить храм. Они едут в монастырь и рассказывают о необычной находке настоятельнице. Однако в воздухе повисает такое неожиданное: «Кому это нужно? Прихода там не будет...». Но ребята не могут поверить в то, что храм нельзя восстановить просто так.
История заканчивается тем, что дети на сцене строят ...картонный храм. Светлая нотка веры и надежды на чудо, на долгожданное воскрешение, не смотря ни на что....
А может в реальной жизни нам скоро только и останется, что молиться картонным иконам и целовать бумажные кресты...?

Леонид Негматов, лауреат Премии Президента РФ, руководитель пресс-службы Министерства экономического развития и торговли Саратовской области.   О звонарях и «срезах»
Удостоился чести быть приглашенным на спектакль Театра, где играют дети «Несмотря ни на что». Называется спектакль «Звонари или История не на оценку». Мне хочется думать, что двойное имя у работы именно потому, что есть несколько «срезов» понимания спектакля: каждому по глубине веры его и по широте мысли его.
Нас нынче трудно чем-то удивить. Меня этот спектакль удивил. Я пришел домой и решил о нем написать. Самую чуточку. Хотя бы для того, чтобы быть честным перед собой и не промолчать о чем-то настоящем, которого почти не осталось.
Я сел и попытался писать как человек, имеющий некоторое отношение к литературе. Получилось бездушно и однобоко. Я попробовал писать как человек, имеющий некоторое отношение к сцене. И получилось крикливо и бессмысленно. Тогда я решил писать как зритель.
«История не на оценку» – это несколько больше, чем просто театральная постановка. Это жизнь. Очень часто на сцену «взрослых» театров выходят подуставшие, циничные, прокуренные актеры и актрисы. Выходят в сто пятидесятый раз произносить одни и те же реплики. Со сцены в зал падают тяжелые мертвые слова. В Театре, где играют дети, все совершенно иначе. Здесь ни один из актеров не позволяет себе играть «в полноги». И на протяжении часа, пока идет спектакль, зал жив. На каждом из стульев в этом зале сидит живой человек, больше того – живой взрослый человек! Мы отвыкли от живых людей, потому что тех, кто утром толкается вместе с нами в очереди к маршрутке или мчится в 8-59 к дверям проходной (лишь бы не лишили премии), живыми не назовешь даже с огромной натяжкой.
И знаете, абсолютно плевать на то, что родители маленьких актеров и актрис (маленьких всего лишь по возрасту, но не по таланту и мастерству) аплодируют порой некстати и не к месту. Плевать, потому что они – живые люди. Потому что они вдруг оживают и начинают чувствовать.
О чем этот спектакль? Об истории. Об одной маленькой истории одной маленькой деревеньки, в которой не сохранилась одна маленькая церковь.
А еще он о том, что даже если твоим именем названа площадь, закон физики, книга, литературная премия или театр – ты всё равно ничтожество, и от пола ни на йоту не оторвался. Ты что-то значишь в глазах Бога и людей только в том случае, если твоим именем захотят назвать твоего правнука.
А еще эта постановка о том, что каким бы маленьким не было твое предательство, каким бы оправданным сегодня не выглядело мизерное паскудство – сделав его, ты обрекаешь на мучения своего сына, внука или правнука. И ты – получивший крошечный дивиденд от своей пакости – умрешь, и про тебя забудут. А твой внук будет извиняться за тебя, будет получать оплеухи за твое скотство, будет, как в нашем случае – разгребать завалы разрушенного тобой Храма, чтобы вернуть людям Свет.
Но есть еще одно. Самое главное. Этот спектакль о том, что мы – поколение недотёп и нытиков – со своей миссией, в общем-то не справились. И что нас никто в бронзе не увековечит. Это уже понятно. Но за нами идут наши младшие. Наши честные. Наши настоящие и беззлобные. Они ошибаются, ругаются, смеются там, где нельзя, и плачут там, где не положено. Но они живут. Они идут. Они умеют идти.
Я шел на этот спектакль с мыслью, что будет тяжело. Потому что разрушенные храмы и Иваны, не помнящие родства – тема неподъемная. Тем более для детей. Тем более в театре. Я шел – уверенный, что придется горько плакать. Я ждал чего угодно – а вокруг был только свет и честность, честность и свет... Я ждал тяжести, а оказалось, что «приблизилось к вам»...
Помнится, митрополит Антоний (Сурожский) как-то сказал (я не передам его мысль дословно, но объясню суть): «Не главное, верите ли вы в Бога, ибо даже если и верите – вера ваша несовершенна. Главное, чтобы Бог в вас верил...»
Я вышел после спектакля в весенний город, вдохнул прохладного воздуха, улыбнулся и, вспомнив лица Детей-Актеров, нашел свой пятый смысловой «срез» – Он в нас всё ещё верит...

Спасибо Вам! За спектакль, за детей, за неравнодушие, за всё!..

Видео-отзыв:

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
d_serpokrylov
Apr. 21st, 2013 08:17 pm (UTC)
Какие фотографии прекрасные!
Очень надеюсь, что и видеозапись кто-нибудь делал.
( 1 comment — Leave a comment )

Latest Month

April 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Powered by LiveJournal.com