?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В минувшую субботу 17 августа 2013 года благодаря активности жителей д. Левково и д. Антушево и нашей инициативе состоялся субботник на территории Храма Богородицерождественского (Пречистенского) на острове Лозского озера.

P8170924
Команда добровольцев на фоне храма: за нами - расчищенная от деревьев и кустарников трапезная. Фото: Харичев Роман

Ещё за несколько дней до назначенного дня не было понимания того, состоится субботник или нет. Как и в случае с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в д. Садовой районная администрация молчала, и до последнего дня были сомнения, стоит ли давать объявление в газете, соберутся ли добровольцы, до последнего момента не было подтверждения наличия лодок для перемещения добровольцев на Лозский остров...
В общем, в условиях полной неуверенности, заручившись согласием на участие в субботнике нескольких местных жителей, включая семью Харичевых и Кузнецовых, мы успели подать объявление в газете "Белозерье" в номер от 15.08.2013 г. (спасибо за эту возможность редактору общественно-политической газеты "Белозерье" Фаине Даниловне), а также заказали пассажирскую Газель из г. Белозерска в д. Антушево (владельцы маршрутного такси снова сделали для нас скидку для оплаты перевозки добровольцев).
Утром 17 августа, закупив несколько десятков пар рабочих перчаток, и оплатив услуги перевозки пассажиров, мы направились в д. Антушево, имея в числе пассажиров Газели всего одного (!) добровольца из г. Белозерска - Смирнову Наталью Викторовну (участница всех организованных нами субботников в д. Садовой и д. Антушево).
Зато в самой д. Антушево нас ждала более радужная картина - 5 женщин ожидали нас у здания сельской администрации, затем ещё двоих мы забрали на остановке. А подъехав к причалу в д. Левково увидели ещё людей и две лодки!
Так сработало "сарафанное радио", благодаря усилиям Романа Харичева, Татьяны Алексеевны и Андрея Кузнецова, которые за несколько дней смогли сагитировать на участие в субботнике всех активистов д. Антушево и д. Левково! Нас набралось 25 человек, включая всего двух иногородних волонтеров, меня и Сергея Иванова из г. Санкт-Петербурга (остальная наша команда осталась работать в Крохино).

P8170900
Добровольцы ожидают свою очередь на лодку, одна из них с мотором, вторая - на вёслах. Переправка всех волонтеров с инструментами на Лозский остров заняла не более 30 минут. Здесь и далее фото: Тукаева Анор

P8170909 P8170917
Слева: перед нами бывшая трапезная храма (позади просматриваются очертания её стен), которую нам предстояло вычистить. Справа: территория трапезной начинает светлеть, а заросли - рядеть.

P8170911   P8170935_0

Слева: трапезная храма заметно "похорошела", освободившись от деревьев. Справа: храм стал виден со стороны д. Антушево, - одна из целей субботника - достигнута.

P8170928 P8170932

Слева и по центру: под чутким руководством Харичевой Валентины Ивановны из мелкого кирпичного боя начали прокладывать тропинку от храма к месту причаливания лодок. Справа: Алексей Кузнецов и Дмитрий делают ступеньки от берега к храмовой тропе.

Лозкая церковь, закрытая в начале 1930-х годов, сохранилась в виде основного алтарного объема храма, причем сохранилась хорошо, и если в самое ближайшее время предпринять ряд несложных противоаварийных мер, будет и дальше стоять в неизменном виде.
Территория Лозской церкви за многие десятилетия плотно заросла лесом, кустарником и высокой травой - с их удаления и был начат этот субботник. Общими усилиями мы смогли расчистить еле узнаваемую апсиду храма, его трапезную и территорию слева и справа от церкви - вплоть до колокольни, где начинаются настоящие густые заросли леса.
А с купола на нас также смотрели выросшие там деревья - это, как и дальнейшая расчистка территория храма, задачи для последующих субботников.
При входе в алтарную часть храма были размещены информационные таблички, чтобы все приходящие сюда знали возраст храма, его наименование и историческую принадлежность.

P8170916
Информационные таблички размещены с двух сторон от входа в храм.

Стоит особенно отметить то, что храм не выглядит полностью заброшенным - в его восточной части находится уголок с иконами и свечками, да и мусора здесь практически нет (за исключением, пожалуй, битых бутылок и конфетных фантиков, которые были нами также собраны и убраны).

130090316    130090314
Фото: Ларионов Андрей.

1971 copy
Фото 1970-х, 1980-х и 2000-х годов. Так Лозская церковь выглядела в 1970-х и 1980-г годах. Заметно, что кровли на куполе уже не было, а значит его кладка не защищена от дождя и снега уже более 30 лет. Источник: сайт Род Белоликовых, Ларионов Андрей.

Историческая справка о Пречистенской церкви по материалам Новгородского сборника 1865 г. под ред. Н. Богословского (часть материалов предоставлены хранительницей Анушевской библиотеки Татьяной Алексеевной) и сайта Род Белоликовых:
P8170901 Лоз.церк

Итак, Приход церкви Рождества Богородицкой в Лозе - Старом селе Никитском.

Каменная Богородицерождественская Лозская (Пречистенская) церковь была устроена в 1788 году тщанием прихожан (здание типа восьмерик на четверике с трапезной и колокольней, крестообразно устроенная). Главный престол - Рождества Пресвятой Богородицы, престолы – апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова, Архангела Михаила, святителя Алексия Митрополита Московского.
В XIX веке и вплоть до 1918 года Лозско-Пречистенский погост относился к Антушевской волости Белозерского уезда Новгородской губернии, смежный с д.Никитская, в 1 версте от д. Староникитской (ныне - Старое село).

Когда был основан Пречистенский Лозский приход (прим.: по данным Новгородского сборника - приход Пречистовской Лозской) (Лозский Богородице-Рождественский приход) в старом селе Никитском - неизвестно. Но устные предания старожилов показывают, что "существование прихода было всегда хорошее", несмотря на то, что храм был расположен на острове Лозского озера, окруженным водою со всех сторон.
Приход состоит из селений: Старого Никитского, Никоновской, Левкова, Чулкова, Кашин....., Сидоров..., Пальцева, Перелохты, Больших и Малых Новишек. Земля во всем приходе - песок, глина, местами каменистая и песчаная.
"...Остров в окружности менее версты, берега озера низменные, опушенные ивами, берёзками, рябинами, черемхою, ольхою, отчасти и осиною, из таких же дерев существует старинная роща при церкви с северной стороны. На том же острову кладбище приходское, покос причта (прим.: покос, относящийся к штату священно- и церковнослужителей прихода), келья приходская с двумя амбарами.
К северу от церкви на берегах озера видны приходская деревня Чулково и при ней шлюз Белозерского канала, устроенный на реке Куностской, протекающей из Лозского в Бело-озеро протяженностью 17 верст. Левее - церковь соседняя Введения Пресвятыя Богородицы, что в Лозе-селе Антушеве со своими приходскими селениями (оба прихода Пречистовск'ой и Введенской слывут под названием Лоза или Лозская Весь-волость).
На юг по тому же озеру в пространстве без мала шести верст виднеется другая ... церковь Николаевская-Островская со своими приходскими селениями. В 1/4 версты от церкви приходские селения: на восток - село Старое Никитское, на запад - деревня Никоновская. Весь почти приход в расстоянии от церкви пяти-верстном, расположен в открытой местности, на берегах озера, исключая селений с юго-западной стороны, Больших Новишек и Малых Новишек (прим. - вариант Новгородского сборника 1865 г. - "Новинок"), из коих первое находится при реке Чемже, вытекающей из болот, второе - при реке Сомекре (прим. - Самсарка), вытекающей из озера Робозерского или Заробозерского, и обе, соединившись в одну, впадают в озеро Лозское.
Озеро Лозское, начинаясь от севера, простирается на юг на шесть верст, где соединяется протоком с другим озером - Озадским (прим. - Азатское озеро): в ширину версты на две - на шесть и более, есть ямы и отмели, именуемые грядами; вода в нем чистая, прозрачная и здоровая, берега по большей части низменные, грязные и топкие, местами - твердые, каменистые, есть небольшие острова; самое озеро рыбное.
В весеннюю пору по озеру и прописанным выше трем рекам, коих глубина сажени на полторы и местами гораздо менее, исключая ям и омутов, прогоняют почти каждогодно лес елевый и сосновый. В зимнюю пору мимо самой церкви вдоль озера пролегает дорога из Белозерска в Череповец, а в летнюю пору тот же путь - с западной стороны мимо селений: Левкова, Никоновской, Перелохты, Больших Новишек и далее. От уездного города приход поименованный отстоит в 25 верстах, сообщение удобное, от большой столбовой дороги по тракту из Белозерска в Тихвин в 15 верстах.
Притч живет от поименованных приходских селений отдельно. Церковь получает доходу от продажи свеч в год до 7 руб. 39 коп., кошелькового сбора до 30 руб., кружечного до 25 руб., жеребейных от рыбной ловли до 100 руб., от продажи жертвуемого хлеба столько же.
Промышленность в летнюю и зимнюю пору - рыбная ловля. Ремесло обычное у прихожан: в зимнюю пору и старики, и малые дети, и женщины прядут конопли и вяжут мережи (прим. - рыболовная снасть цилиндрической форм).
Постройка в приходе деревянная, есть и училище для крестьянских детей при церкви в мирской келье, - оно состоит под надзором местного благочинного и под управлением местного священника, библиотека еще не заведена; мальчики обучаются в числе 15, временем и 20, как первоначальным поступлением в школу, так и хождением в оную, обязаны единственно наставлениям и вразумлениям священника и добрым расположениям своих родителей".

Жителей в приходе (по данным на 1865 г.):
Белаго духовенства - 12 муж., 11 жен.
Крестьян государственных - 517 муж., 623 жен.
Крестьян безсрочно-отпускных - 2 муж.
Солдат, жен, детей - 11 муж., 31 жен.
Итого: 546 муж., 665 жен.

Число родившихся - 28 муж., 28 жен.  Число умерших: 17 муж., 29 жен.
(прим. - даже в то время был положительный прирост населения!)

В книге Богословского Н. "Материалы для истории, статистики и этнографии Новгородской губернии, собранные из описаний приходов и волостей" (Новгородский сборник., Вып. I., Новгород. 1865 г.) также приводятся несколько интересных поверий о Введенском Лозском приходе в селе Антушеве и приходе Озадской Троицкой церкви:

Приход Введенский Лозский: "В деревнях есть заветные рощи - остатки язычества, которые с незапамятных времен стоят неприкосновенными, из крестьян всякий уверен, что тотчас за срубкою дерева в этой роще последует его смерть".

Приход Озадской Троицкой церкви: "22-го октября и 8-го июля в день Казанской Божией матери празднуют жители сельца Софиевки, деревень Липничка, Горы, Маркова, Окатьева, Пустошки и Завода; они по случаю конского падежа положили однажды навсегда в эти дни после утреннего Богослужения из часовни, находящейся близ селений, носить икону Божией Матери в каждой деревни и служить молебны с водосвятием и окроплением дворов и скота в них находящегося, равно и полей".


Стараниями Татьяны Алексеевны (хранительница Анушевской библиотеки) были также собраны воспоминания современных жителей и старожилов лозских окрестных сёл:

Логинов Александр Васильевич (рожд. в с. Старое село): "Последним священником был отец Василий Инопин. Когда закрыли церковь, он продал свой дом в Старом селе, а сам стал жить в сторожке, шил сапоги под заказ.
Довелось быть при разборе церкви, бригадиром был Дмитрихин Антон.
Когда-то церковь хотели построить в местечке Дворище на возвышенности не доезжая до Старого села. Но кладбище уже было на острове, называлось "погост", и крестьяне втихаря перевезли весь строительный материал на остров, и церковники были вынуждены согласиться с постройкой церкви на острове. А Дворище называли так, потому что когда в этом месте планировали церковь, дом священника, сторожки-кельи, церковно-приходскую школу, при осмотре один воскликнул "...какое дворище здесь будет!". А ведь это Дворище занимало добрую половину приозерного поля, где у каждого крестьянина было по полоске, а ниже - луга. В результате церковь была построена на погосте, там и дом попа, сторожка, помещение лавочника. А школа была построена на горе, в конце Лохты. С озера была видна только сарайка".

Марушков Петр Осипович (рожд. в д. Пальцево): "Дочь отца Василия (Инопина) Антонина работала учительницей в Антушевской школе, была замужем. Сын отца Василия 1922 г.р. погиб на войне. В Поповке был сад, ульи, медпункт, а воду брали на Пальцевском роднике".

Проток Мария Матвеевна: "Церковь закрыли в 1932 году. Церкви были одинаковые. Когда церковь рушили, все блестящие рясы растащили те, кто был у власти. Первыми начали ломать жители Старого села. У одной семьи (Картанчиковых?) из церковного кирпича была сложена печка, так она два раза горела. Со стороны Старого села к острову был мост, а со стороны Левкова на острове была избушка летка. У церкви на острове была келья. Поп и дьячок жили на Поповке, было два дома. На клиросе в церкви пел родной брат матери. 21 сентября в Пречистов День поп делал обход. На острове хоронили людей из деревень Пальцево, Перховта, Новишки. Крестьянам в приходе жить было легче, в Хлопузове была барщина, а отрабатывать приходилось в Антонове.
В деревне Старое село традицией стало празднование дня Смоленской иконы Божией Матери (прим., 10 августа), так как эта икона была в церкви на острове".


Впрочем, и это далеко не все воспоминания, связанные с Лозской церковью. Так, на самом субботнике рассказывали о том, что кирпич из разобранной апсиды и трапезной использовали на стройке белозерского молокозавода, а колокольню так и не смогли разобрать (а может просто, поспешили), а потому - взорвали (обломки колокольни лежат грудой позади трапезной храма).
Рассказывали и то, что большой крест и колокол с храма покоятся на дне Лозско-Азатского озера Причем, если колокол по легенде лежит в глубоком омуте, то крест "видели" эхолотом местные рыбаки, которые могут даже указать его точное местоположение.

______________________________________
Совсем скоро, 21 сентября, когда будет собран весь урожай, по предложению местных жителей - самих участников субботника, запланирован второй субботник в храме Рождества Пресвятой Богородицы на Лозском озере!
Со своей стороны, мы составим для местных организаторов подробный план работ на субботник, а также текст объявления. Надеемся, что субботник пройдет успешно и соберет не меньшее число местных жителей, чем в первый раз.
Предстоящая работа на территории храма очевидна - это дальнейшая очистка его территории от лесных зарослей с северной и западной стороны.

P8170925
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в ожидании новых субботников и трудов.

Дальнейшая работа, которая при желании и поддержке местных жителей может быть осуществлена - это вырубка деревьев, растущих на куполе храма, заколачивание оконных проёмов для защиты кирпичной кладки от сезонных осадков, обустройство дверных проёмов и их заколачивание, и конечно, - обустройство кровли купола во избежании его обрушения (при участии технических специалистов, способных оценить текущее состояние купола). Большая часть перечисленных работ не требует финансовых затрат, так как древесина для заколачивания оконных и дверных проёмов, а также возведения строительных "лесов" может быть заготовлена самостоятельно, необходимы только желание и усердие!