?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В преддверии наступающего теплого сезона и начала волонтерских работ, публикуем Техническую концепцию Проекта сохранения и восстановления церкви Рождества Христова в Крохино. План волонтерских работ на сезон 2014 года, а также будущих сезонов будет основываться и перекликаться с настоящей технической концепцией.
Следует отметить, что это не далеко не развлекательное чтение, а потому предлагаю настроиться на восприятие технических терминов и чертежей - это тоже интересно!

Hram v Krohino_3D
Эскизный 3D-макет храма Рождества Христова в Крохино.

Разработкой настоящей технической концепцией занимался Иванов Пётр, инженер, ведущий специалист НПП военной сферы. Пётр появился в нашей команде волонтеров летом 2013 года и теперь занимается координацией технического развития крохинского проекта.
Осенью прошлого года благодаря Петру мы обратились в юридическую консультацию с просьбой рассмотреть возможные варианты реализации Проекта сохранение и восстановления церкви Рождества Христова в Крохино, учитывая все исходные данные и собранные за 5 лет официальные письма и документы. Таким образом, юристы делали своё заключение с учётом того, что наш проект не поддерживают ни муниципальные, ни региональные власти.

Так, правовой анализ возможных путей реализации крохинского проекта показал, что для осуществления любых видов работ в храме Рождества Христова необходимо юридическое определение здания статуса здания храма, а также участка земли, на которой он расположен.
При любом развитии событий (признание храма памятником и проведение работ по инициативе государственных органов по охране объектов культурного наследия, проведение реконструкции храма в рамках развития памятника археологии "Городище Древнее Белоозеро", проведение работ по реконструкции храма частными средствами) возникновение юридического статуса объекта, а также реализация любых видов работ на храмовом острове, может осуществляться в соответствие с Федеральным законом от 19.07.2011 №246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах...".
При этом по информации, полученной в ходе нашей многолетней официальной переписки и переговоров с региональным и федеральным органами охраны памятников истории и культуры, Департамент культуры, туризма и охраны объектов культурного наследия Вологодской области и Министерство культуры Российской Федерации не заинтересованы в выявлении храма в качестве памятника и дальнейшей его постановки на учёт, не возлагая при этом на себя каких бы то ни было правовых или финансовых обязательств. Следовательно, следует констатировать тот факт, что финансирование работ, связанных с установлением статуса земельного участка под храмом, а также статуса самого храма в качестве объекта капитального строительства возможно исключительно за счёт частных средств (не говоря уже о проведении самих работ по реконструкции храма).

Техническая концепция рассматривает ближайший период с 2014 по 2018 гг.  За основу первоочередных противоаварийных работ храма Рождества Христова в Крохино принят опыт восстановления и обваловки Калязинской колокольни Николаевского собора в г. Калязине Тверской области (затоплена в 1941 г. при строительстве Волго-Балта, её обваловка и восстановление произведены в конце 1980-х гг.). Сохранение здания церкви Рождества Христова в Крохино возможно при проведении необходимых противоаврийных работ и сооружении дамбы вокруг здания церкви.

Перечень первоочередных противоаварийных работ в здании церкви Рождества Христова, включает в себя:
- проведение технического обследования здания церкви и всех аварийных участков (в том числе, фрагментов рухнувших стен), вертикальных сквозных трещин на колокольне и стенах храма, установка маяков для контроля за деформациями здания. При необходимости - частичная разборка кирпичной кладки вдоль трещин и временный демонтаж наиболее аварийных участков стен;
- фиксация существующего положения стен и несущих конструкций путем установки утраченных металлических связей, монтажа металлических и деревянных конструкций, образующих единый защитно-консервационный каркас.
- проведение инженерно-строительных работ по выравниванию колокольни, стен и их фрагментов;
- устройство временной крыши над колокольней и стенами церкви для их защиты от атмосферных воздействий с помощью металлических и деревянных щитов.


Основной комплекс работ по реконструкции храма (в долгосрочной перспективе) включает в себя три укрупненных этапа работ, а именно:

Этап I. Обследование фундамента и его укрепление путём создания надежного основания для защиты объекта от воздействия воды и деформации грунта:
1.1. Обследование фундамента с целью определения степени его износа и несущей способности для последующей разработки или корректировки проекта по отсыпке грунта для создания защитной дамбы. Обследование необходимо для обеспечения требуемой защиты фундамента и стен храма от просачивания и воздействия воды и обеспечения надежного основания под стенами храма после демонтажа будущего защитного каркаса.
1.2. На основе проведённых исследований состояния фундамента и моделирования вариантов его реконструкции разрабатывается проект реконструкции фундамента. Наиболее оптимальным решением задачи по созданию надежного основания храма является создание по периметру храма бетонной защитной дамбы на буровых сваях, аналогом которой в гидротехническом строительстве, является причальная направляющая стенка для швартовки судов. После этого осуществляется подведение бетонного основания через слои гидроизоляции под контуры всех стен храма, а также создание внутри храма защищенной от воздействия воды бетонной чаши.

Этап II. Укрепление существующих стен здания и восстановление кирпичной кладки:
2.1. Проведение технических мероприятий по восстановлению кирпичной кладки вдоль трещин, иньектирование мелких трещин, перекладка аварийных участков кирпичной кладки.

Этап III. Восстановления утраченных стен и фрагментов храма:
3.1. Монтаж дополнительных элементов каркаса с целью восстановления утраченных стен и фрагментов храма, а также дальнейшего воссоздание утраченных элементов (фрагменты стен, внешние и внутренние фасады, декор и т.д.). Архитектурная реставрация здания церкви.


Практическая реализация перечня первоочередных противоаврийных работ в храме Рождества Христова в Крохино

Первоочередные противоаврийные работы включают в себя подготовительные мероприятия (полевые и кабинетные работы) и строительные работы на храмовом острове. В силу указанного периода для данной технической концепции перечень мероприятий является начальным и потому не исчерпывающим.

Мероприятие 1. Лазерное трёхмерное сканирование здания церкви, включая все фасады, фрагменты внешнего и внутреннего декора, с последующей сшивкой электронных облаков точек.
Технология лазерного лазерного 3D-сканирования позволяет приступить к реализации комплекса проектировочных работ по реконструкции храма, а также предоставляет следующие технические возможности:
- трехмерная модель храма сохраняет облик храма в электронном виде с погрешность до 1 см и возможностью восстановления всех утраченных фрагментов здания. Трехмерное и двумерное изображения сохранившихся элементов декора и лепнины позволяют восстановить утраченные элементы.
- создание полного комплекта конструкторской документации, включая проект каркаса защитного сооружения храма (деревянные и металлические конструкции внутреннего консервирующего каркаса), проект реставрации и др.;
- определение наиболее деформированных и максимально напряженных участков стен и несущих конструкций храма, а также расчёт оптимальной конструкции защитного сооружения (внешнего и внутреннего каркаса консервации), анализ технологических особенностей выравнивания стен храма, а также "лечение" трещин;
- создание карты расположения всех кирпичных слоев в местах трещин, что при работах по реконструкции храма позволит восстановить кладку в первозданном виде;
- определение веса здания, его распределения на отдельных участках храмового острова, расчёт технических параметров бетонного основания под зданием храма.

8-Пример северного фасада храма в программном комплексе Scene 5.1
Пример северного фасада храма Рождества Христова в программном комплексе Scene 5.1. Выполнил Кипкаев О.С.

Мероприятие 2. Проведение инженерно-геодезических изысканий.
Инженерно-геодезических изыскания позволяют:
- сохранить в пространстве (в принятой системе координат) контуры храма и создать его топографический план, а также план границ дамбы;
- восстановить по результатам изысканий точные координаты всех утраченных фрагментов стен для внесения их на соответствующую топографическую основу;
- наблюдать за деформациями здания и земной поверхности в зоне затопления.

Мероприятие 3. Проведение инженерно-геологических изысканий.
Инженерно-геологические изыскания позволяют:
- получить информацию о характере грунтов на глубинах до 20 м и возможной нагрузкой на них для дальнейшего строительства бетонной дамбы и завинчивания свай по её периметру (дамба представляет собой бетонный ростверк на постоянных буровых сваях с созданием на глубине упорного бетонного основания);
- определить глубину залегания свай и их геометрию.

Мероприятие 4. Проведение экспертизы кирпичного материала и раствора кирпичной кладки.
Проведение экспертизы кирпичного материала и раствора кирпичной кладки взятых из разных частей храма (колокольни, трапезной, паперти, основного храма), включая различные участки по высоте и глубинные слои кирпичной кладки, позволяет:
- определить степень аварийности всех элементов храма, физико-механические свойства материала и его пригодность для дальнейшей реставрации;
- заказать кирпичный материал с аналогичными свойствами взамен утраченного.

Фасад-храма-Рождества-Христова-Model-(2)
Рабочий план северного фасада храма Рождества Христова в Крохино. Выполнил Куликов Д.В.

Мероприятие 5. Создание защитно-консервационного каркаса.
Создание защитно-консервационного каркаса предполагает два этапа строительства, включая монтаж внутреннего деревянного каркаса и монтаж внешнего каркаса из металлоконструкций:
- внутренний каркас образуют деревянные фиксирующие конструкции на стенах храма, а также подпорные элементы арок, сводов и оконных проёмов. Это обеспечит торможение процессов вертикального трещинообразования, в частности, на колокольне, а также равномерно перераспределит нагрузку в наиболее напряженных участках стен храма;
- внешний каркас из металлоконструкций крепится на предварительно установленные по периметру стен винтовые сваи на расстоянии 2-5 м от контуров храма и глубиной до 12 м, выдерживающих нагрузку до 30 тонн. Балки внешнего каркаса соединяются с элементами внутреннего каркаса при помощи металлоконструкций, защищая стены от наклона и обрушения;
- защитно-консервационный каркас позволит осуществить вычинку непригодного кирпича и замену отдельных рядов кирпичной кладки с устройством гидроизоляции без риска обрушения стен и несущих конструкций;
- по окончании противоаврийных работ, винтовые сваи могут быть извлечены и использованы повторно при строительстве причала для судов, или усиления отдельных участков временной дороги от трассы регионального значения Р-6 до храмового острова.
Важно! Поэтапное строительство защитного каркаса, а также защита стен от атмосферных воздействий останавливает процесс разрушения храма на значительный срок.

8-Эскиз-защитного-сооружения-колокольни
Эскиз защитного сооружения для колокольни храма Рождества Христова в Крохино. Выполнил Иванов П.Н.

Мероприятие 6. Строительство временной дороги от трассы регионального значения Р-6 к зданию церкви, включая строительство моста и строительной площадки.
Строительство временной дороги от трассы регионального значения Р-6 к зданию церкви предусмотрено с целью доставки материалов и перемещения строительной техники на храмовый остров. После определения и согласования маршрута будущей временной дороги необходимо:
- создать просеку в лесистой части маршрута временной дороги шириной не менее 3,5 м для проезда строительной техники;
- обустроить съезд в месте примыкания временной дороги и региональной трассы Р-6;
- обустроить мост на винтовых сваях неглубокого заложения от ближайшего берега до храмового острова (водный перешеек шириной не более 20 м);
- обустроить строительную площадку с северной стороны храма с целью временного хранения демонтированных фрагментов стен, строительных материалов, и возможной установки подъемного крана.

Карта_дорога
Возможный вариант маршрута временной дороги к храмовому острову.

________________________________________________________________________________

Если вы - инженер-конструктор, - строитель, и у вас есть замечания или дополнения к Технической концепции крохинского проекта, или вы хотите помочь нам в реализации отдельных работ по проектированию, пожалуйста, напишите нам: Krokhino-cerkov@yandex.ru или ilecsa@mail.ru.
Задать вопросы и получить более подробную информацию по технической концепции и её отдельным положениям можно также по адресу ilecsa@mail.ru (Иванов Пётр).
Результаты всех проектировочных работ будут доступны на сайте крохинского проекта http://www.krokhino.ru/.