krokhino_cerkov (krokhino) wrote,
krokhino_cerkov
krokhino

Category:

Техническая концепция Проекта сохранения и восстановления церкви Рождества Христова в Крохино

В преддверии наступающего теплого сезона и начала волонтерских работ, публикуем Техническую концепцию Проекта сохранения и восстановления церкви Рождества Христова в Крохино. План волонтерских работ на сезон 2014 года, а также будущих сезонов будет основываться и перекликаться с настоящей технической концепцией.
Следует отметить, что это не далеко не развлекательное чтение, а потому предлагаю настроиться на восприятие технических терминов и чертежей - это тоже интересно!

Hram v Krohino_3D
Эскизный 3D-макет храма Рождества Христова в Крохино.

Разработкой настоящей технической концепцией занимался Иванов Пётр, инженер, ведущий специалист НПП военной сферы. Пётр появился в нашей команде волонтеров летом 2013 года и теперь занимается координацией технического развития крохинского проекта.
Осенью прошлого года благодаря Петру мы обратились в юридическую консультацию с просьбой рассмотреть возможные варианты реализации Проекта сохранение и восстановления церкви Рождества Христова в Крохино, учитывая все исходные данные и собранные за 5 лет официальные письма и документы. Таким образом, юристы делали своё заключение с учётом того, что наш проект не поддерживают ни муниципальные, ни региональные власти.

Так, правовой анализ возможных путей реализации крохинского проекта показал, что для осуществления любых видов работ в храме Рождества Христова необходимо юридическое определение здания статуса здания храма, а также участка земли, на которой он расположен.
При любом развитии событий (признание храма памятником и проведение работ по инициативе государственных органов по охране объектов культурного наследия, проведение реконструкции храма в рамках развития памятника археологии "Городище Древнее Белоозеро", проведение работ по реконструкции храма частными средствами) возникновение юридического статуса объекта, а также реализация любых видов работ на храмовом острове, может осуществляться в соответствие с Федеральным законом от 19.07.2011 №246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах...".
При этом по информации, полученной в ходе нашей многолетней официальной переписки и переговоров с региональным и федеральным органами охраны памятников истории и культуры, Департамент культуры, туризма и охраны объектов культурного наследия Вологодской области и Министерство культуры Российской Федерации не заинтересованы в выявлении храма в качестве памятника и дальнейшей его постановки на учёт, не возлагая при этом на себя каких бы то ни было правовых или финансовых обязательств. Следовательно, следует констатировать тот факт, что финансирование работ, связанных с установлением статуса земельного участка под храмом, а также статуса самого храма в качестве объекта капитального строительства возможно исключительно за счёт частных средств (не говоря уже о проведении самих работ по реконструкции храма).

Техническая концепция рассматривает ближайший период с 2014 по 2018 гг.  За основу первоочередных противоаварийных работ храма Рождества Христова в Крохино принят опыт восстановления и обваловки Калязинской колокольни Николаевского собора в г. Калязине Тверской области (затоплена в 1941 г. при строительстве Волго-Балта, её обваловка и восстановление произведены в конце 1980-х гг.). Сохранение здания церкви Рождества Христова в Крохино возможно при проведении необходимых противоаврийных работ и сооружении дамбы вокруг здания церкви.

Перечень первоочередных противоаварийных работ в здании церкви Рождества Христова, включает в себя:
- проведение технического обследования здания церкви и всех аварийных участков (в том числе, фрагментов рухнувших стен), вертикальных сквозных трещин на колокольне и стенах храма, установка маяков для контроля за деформациями здания. При необходимости - частичная разборка кирпичной кладки вдоль трещин и временный демонтаж наиболее аварийных участков стен;
- фиксация существующего положения стен и несущих конструкций путем установки утраченных металлических связей, монтажа металлических и деревянных конструкций, образующих единый защитно-консервационный каркас.
- проведение инженерно-строительных работ по выравниванию колокольни, стен и их фрагментов;
- устройство временной крыши над колокольней и стенами церкви для их защиты от атмосферных воздействий с помощью металлических и деревянных щитов.


Основной комплекс работ по реконструкции храма (в долгосрочной перспективе) включает в себя три укрупненных этапа работ, а именно:

Этап I. Обследование фундамента и его укрепление путём создания надежного основания для защиты объекта от воздействия воды и деформации грунта:
1.1. Обследование фундамента с целью определения степени его износа и несущей способности для последующей разработки или корректировки проекта по отсыпке грунта для создания защитной дамбы. Обследование необходимо для обеспечения требуемой защиты фундамента и стен храма от просачивания и воздействия воды и обеспечения надежного основания под стенами храма после демонтажа будущего защитного каркаса.
1.2. На основе проведённых исследований состояния фундамента и моделирования вариантов его реконструкции разрабатывается проект реконструкции фундамента. Наиболее оптимальным решением задачи по созданию надежного основания храма является создание по периметру храма бетонной защитной дамбы на буровых сваях, аналогом которой в гидротехническом строительстве, является причальная направляющая стенка для швартовки судов. После этого осуществляется подведение бетонного основания через слои гидроизоляции под контуры всех стен храма, а также создание внутри храма защищенной от воздействия воды бетонной чаши.

Этап II. Укрепление существующих стен здания и восстановление кирпичной кладки:
2.1. Проведение технических мероприятий по восстановлению кирпичной кладки вдоль трещин, иньектирование мелких трещин, перекладка аварийных участков кирпичной кладки.

Этап III. Восстановления утраченных стен и фрагментов храма:
3.1. Монтаж дополнительных элементов каркаса с целью восстановления утраченных стен и фрагментов храма, а также дальнейшего воссоздание утраченных элементов (фрагменты стен, внешние и внутренние фасады, декор и т.д.). Архитектурная реставрация здания церкви.


Практическая реализация перечня первоочередных противоаврийных работ в храме Рождества Христова в Крохино

Первоочередные противоаврийные работы включают в себя подготовительные мероприятия (полевые и кабинетные работы) и строительные работы на храмовом острове. В силу указанного периода для данной технической концепции перечень мероприятий является начальным и потому не исчерпывающим.

Мероприятие 1. Лазерное трёхмерное сканирование здания церкви, включая все фасады, фрагменты внешнего и внутреннего декора, с последующей сшивкой электронных облаков точек.
Технология лазерного лазерного 3D-сканирования позволяет приступить к реализации комплекса проектировочных работ по реконструкции храма, а также предоставляет следующие технические возможности:
- трехмерная модель храма сохраняет облик храма в электронном виде с погрешность до 1 см и возможностью восстановления всех утраченных фрагментов здания. Трехмерное и двумерное изображения сохранившихся элементов декора и лепнины позволяют восстановить утраченные элементы.
- создание полного комплекта конструкторской документации, включая проект каркаса защитного сооружения храма (деревянные и металлические конструкции внутреннего консервирующего каркаса), проект реставрации и др.;
- определение наиболее деформированных и максимально напряженных участков стен и несущих конструкций храма, а также расчёт оптимальной конструкции защитного сооружения (внешнего и внутреннего каркаса консервации), анализ технологических особенностей выравнивания стен храма, а также "лечение" трещин;
- создание карты расположения всех кирпичных слоев в местах трещин, что при работах по реконструкции храма позволит восстановить кладку в первозданном виде;
- определение веса здания, его распределения на отдельных участках храмового острова, расчёт технических параметров бетонного основания под зданием храма.

8-Пример северного фасада храма в программном комплексе Scene 5.1
Пример северного фасада храма Рождества Христова в программном комплексе Scene 5.1. Выполнил Кипкаев О.С.

Мероприятие 2. Проведение инженерно-геодезических изысканий.
Инженерно-геодезических изыскания позволяют:
- сохранить в пространстве (в принятой системе координат) контуры храма и создать его топографический план, а также план границ дамбы;
- восстановить по результатам изысканий точные координаты всех утраченных фрагментов стен для внесения их на соответствующую топографическую основу;
- наблюдать за деформациями здания и земной поверхности в зоне затопления.

Мероприятие 3. Проведение инженерно-геологических изысканий.
Инженерно-геологические изыскания позволяют:
- получить информацию о характере грунтов на глубинах до 20 м и возможной нагрузкой на них для дальнейшего строительства бетонной дамбы и завинчивания свай по её периметру (дамба представляет собой бетонный ростверк на постоянных буровых сваях с созданием на глубине упорного бетонного основания);
- определить глубину залегания свай и их геометрию.

Мероприятие 4. Проведение экспертизы кирпичного материала и раствора кирпичной кладки.
Проведение экспертизы кирпичного материала и раствора кирпичной кладки взятых из разных частей храма (колокольни, трапезной, паперти, основного храма), включая различные участки по высоте и глубинные слои кирпичной кладки, позволяет:
- определить степень аварийности всех элементов храма, физико-механические свойства материала и его пригодность для дальнейшей реставрации;
- заказать кирпичный материал с аналогичными свойствами взамен утраченного.

Фасад-храма-Рождества-Христова-Model-(2)
Рабочий план северного фасада храма Рождества Христова в Крохино. Выполнил Куликов Д.В.

Мероприятие 5. Создание защитно-консервационного каркаса.
Создание защитно-консервационного каркаса предполагает два этапа строительства, включая монтаж внутреннего деревянного каркаса и монтаж внешнего каркаса из металлоконструкций:
- внутренний каркас образуют деревянные фиксирующие конструкции на стенах храма, а также подпорные элементы арок, сводов и оконных проёмов. Это обеспечит торможение процессов вертикального трещинообразования, в частности, на колокольне, а также равномерно перераспределит нагрузку в наиболее напряженных участках стен храма;
- внешний каркас из металлоконструкций крепится на предварительно установленные по периметру стен винтовые сваи на расстоянии 2-5 м от контуров храма и глубиной до 12 м, выдерживающих нагрузку до 30 тонн. Балки внешнего каркаса соединяются с элементами внутреннего каркаса при помощи металлоконструкций, защищая стены от наклона и обрушения;
- защитно-консервационный каркас позволит осуществить вычинку непригодного кирпича и замену отдельных рядов кирпичной кладки с устройством гидроизоляции без риска обрушения стен и несущих конструкций;
- по окончании противоаврийных работ, винтовые сваи могут быть извлечены и использованы повторно при строительстве причала для судов, или усиления отдельных участков временной дороги от трассы регионального значения Р-6 до храмового острова.
Важно! Поэтапное строительство защитного каркаса, а также защита стен от атмосферных воздействий останавливает процесс разрушения храма на значительный срок.

8-Эскиз-защитного-сооружения-колокольни
Эскиз защитного сооружения для колокольни храма Рождества Христова в Крохино. Выполнил Иванов П.Н.

Мероприятие 6. Строительство временной дороги от трассы регионального значения Р-6 к зданию церкви, включая строительство моста и строительной площадки.
Строительство временной дороги от трассы регионального значения Р-6 к зданию церкви предусмотрено с целью доставки материалов и перемещения строительной техники на храмовый остров. После определения и согласования маршрута будущей временной дороги необходимо:
- создать просеку в лесистой части маршрута временной дороги шириной не менее 3,5 м для проезда строительной техники;
- обустроить съезд в месте примыкания временной дороги и региональной трассы Р-6;
- обустроить мост на винтовых сваях неглубокого заложения от ближайшего берега до храмового острова (водный перешеек шириной не более 20 м);
- обустроить строительную площадку с северной стороны храма с целью временного хранения демонтированных фрагментов стен, строительных материалов, и возможной установки подъемного крана.

Карта_дорога
Возможный вариант маршрута временной дороги к храмовому острову.

________________________________________________________________________________

Если вы - инженер-конструктор, - строитель, и у вас есть замечания или дополнения к Технической концепции крохинского проекта, или вы хотите помочь нам в реализации отдельных работ по проектированию, пожалуйста, напишите нам: Krokhino-cerkov@yandex.ru или ilecsa@mail.ru.
Задать вопросы и получить более подробную информацию по технической концепции и её отдельным положениям можно также по адресу ilecsa@mail.ru (Иванов Пётр).
Результаты всех проектировочных работ будут доступны на сайте крохинского проекта http://www.krokhino.ru/.

Tags: Крохино, волонтерский проект, техническая концепция
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments