krokhino_cerkov (krokhino) wrote,
krokhino_cerkov
krokhino

Categories:

Долгожданная премьера фильма Леонида Парфёнова "Цвет нации"

Долгожданная премьера документального фильма Леонида Парфёнова о наследии С.М. Прокудина-Горского состоялась на Первом канале 12 июня.
Все мы с нетерпением ждали сюжет о Крохино - он в самом конце этого фильма на 74 минуте. И вот лодка подплывает к храму Рождества Христова и Леонид Парфёнов произносит заключительные слова: "Ну, вот что тут уже восстанавливать, - нечего... А новодел поставишь - только хуже будет. Да и к чему? Не может же быть на островке церковного прихода. Вот, консервация уже началась. Так бы и зафиксировать руины, и пусть стоят подлинные, как памятник стране, которой больше нет..."
Кто-то, возможно, полностью разделит это мнение, а другой скажет, что это не справедливо по отношению к крохинскому храму... Для нас же главной в этих словах является фраза - "и пусть стоят подлинные"! Ведь каждый раз подъезжая к переправе и вглядываясь в сторону Крохино, лишь только увидев церковь, с облегчением вздыхаем: "стоишь, любимая", благодаря её за эту стойкость, терпение и силу.


В связи с выходом в эфир этого фильма и долгожданном для нас сюжете о Крохино, ожидаемо, возникло много мнений...

Хорошо ли Л. Парфёнов показал заявленную тему, и в частности, Крохино, сумел ли расставить "правильные" (для кого?) и "нужные" (кому?) акценты и т.д.
Объективно получился хороший, качественный документальный фильм, где показано очень много проблемных точек страны, и всё это - в контексте анализа фотонаследия С.М. Прокудина-Горского. То есть в фильме постарались раскрыть широкому зрителю не только тему фотонаследия, но и многое "вытекающее" и "втекающее"...
Мы очень благодарны авторам фильма, что сюжет о Крохино - особенный, в нем показана даже ретроспектива разрушений храма, для чего мы вместе отбирали показанные в фильме архивные фотографии. Да, в сюжете не прозвучало, что храм спасают добровольцы, и им нужна помощь, но зато ему выделено достойное место в этой ленте и все, кто заинтересуются "затопленным крохинским храмом", обязательно найдут о нём соответствующую информацию.
Более того, в своих интервью (здесь и здесь) после премьеры фильма Леонид Парфёнов разъяснил свою личную позицию и отношение к культурному наследию. Вот некоторые выдержки из его ответов, в том числе относящиеся и к крохинскому сюжету:
- (...) Нужно (...) действительно старинное постараться хоть как-то законсервировать и не разрушать дальше. (...) Может быть, следующие поколения будут более восприимчивы к этому. Вот ведь сохраняют, не достраивая, Колизей. А ведь какой мог бы получиться в центре Рима спортивно-зрелищный комплекс! Может быть, какие-то есть итальянцы, которые считают, что руины – это плохо. Это должно быть в большей степени решение элит, в том числе – властных, что мы должны потратиться для того, чтобы уже никакой из старых камней не рухнул.
- (...) И сейчас многие объекты - например, Крохинская церковь, - разрушаются прямо на наших глазах. Вполне возможно, что очень скоро она даже в состоянии руин перестанет существовать. А мы не извлекли из этого никаких уроков. Пожалуй, это самое острое ощущение. Люди в массе своей не считают это утратой и что мы и предыдущие поколения россиян в этом виноваты. А отношение простого жителя в регионах России к столичной съемочной группе всегда одно и то же: «А че тут у нас снимать-то?» На любом проекте это самая распространенная реакция. А когда рассказываешь им, про что снимаем, они пожимают плечами: ну да, может быть. А че, из-за этого приперлись из Москвы прямо? В большинстве своем люди совершенно не чувствуют ценности тех мест, в которых живут.
- (...) Фильм адресован широкой публике... Всякому, кто не ленится и любопытен. А по классическому определению Пушкина, мы ленивы и нелюбопытны. (...) Я давно знаю, что достучаться можно только до тех, кто хочет услышать. (...) А кто не хочет, того и не заставишь. Никакие ухищрения не помогут...



Здесь и ниже: фотоколлаж из блога Натальи Белюшиной "Прокудино Горе" (Сноб). Использованы фотографии В. Ратникова, А. Тукаевой, а ткже кадры из фильма "Цвет нации".

Спустя несколько дней после премьеры фильма в сети начали появляться первые отзывы... Судя по всему, сюжет о Крохино действительно запомнился многим. А для некоторых стал открытием - эта публикация в журнале Сноб на половину посвящена крохинскому сюжету. Причем автор даже заимствует фотографии съемок крохинского сюжета и даёт ссылку на мой прошлогодний пост Съемки нового документального фильма Леонида Парфенова "Цвет нации" в Крохино, но ни слова или крохотного упоминания о нашем волонтерском проекте НЕТ.
Впрочем, это журнал Сноб, и было бы слишком приземленно упоминать в контексте философсикх концепций автора некий волонтерский проект.

0_ba252_79531919_XL

Как бы там не было, от себя могу добавить только одно: Посмотрите этот фильм, вы не пожалеете!

Краткий пресс-релиз:
Еще в начале ХХ века Сергей Михайлович Прокудин-Горский первым осознал исключительную миссию цветной фотосъемки: только фотография "в натуральных цветах" в полной мере сохранит облик того, что может быть утрачено в любой момент.
Он – не просто один из родоначальников мировой цветной фотографии, автор первых в Российской империи цветных открыток и издатель журнала "Фотограф-любитель".
Профессор поставил перед собой фантастическую цель: объездить и запечатлеть на фотокамеру всю Российскую империю, чтобы оставить потомкам полную "коллекцию достопримечательностей".
Результаты первых экспедиций – проекции цветных стеклянных пластин с изображениями дальних уголков империи – были показаны царю 3 мая 1909 года в Александровском дворце Царского села. Пораженный увиденным Николай II поручает поддержку проекта Прокудина-Горского министру путей сообщения. Профессору предоставлен служебный транспорт. Заручившись помощью царя, Прокудин-Горский запечатлел тысячи объектов на территории всей Российской империи.

Спустя столетие черно-белые изображения станут анахронизмом. Из-за длительных выдержек люди на снимках вековой давности часто выглядят будто замороженными, а кинохроника с ее характерными "дрыжками" сегодня воспринимается заведомым ретро. Цветная же фотография, хотя и совершенно изменилась за прошедший век технологически, по качеству "картинки" практически не превзошла достижения Прокудина-Горского.
Значительная часть снимков профессора была утрачена. Хранимая в Библиотеке Конгресса США коллекция около 1900 уцелевших цветных изображений осталась единственным документальным свидетельством дореволюционной России в ее подлинных красках.
Фильм расскажет о судьбе и профессиональном подвиге Прокудина-Горского, даст панораму дореволюционной империи и портреты ее современников. По следам Прокудина-Горского съемочная группа Леонида Парфёнова побывает в 12 регионах, чтобы воочию убедиться в произошедших в стране переменах. В фильме приняли участие внуки С.М. Прокудина-Горского, проживающие во Франции, а также эксперты Библиотеки Конгресса США.

Производство студии "Намедни", 2013 год.
Автор и ведущий: Леонид Пар
фёнов. Режиссeр: Сергей Нурмамед.

Tags: Леонид Парфенов, фильм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments