Previous Entry | Next Entry

Вот и завершился ещё один год: пятый год волонтерских работ и седьмой год с момента зарождения проекта сохранения храма Рождества Христова в Крохино. Год был многотрудный и плодотворный, потому что, несмотря на все существующие сложности, мы стараемся не сбавлять темпов работ, не опускаем рук и находим выходы и входы в "двери", которые позволяют небольшими шагами продолжать и развивать начатое дело.

В минувшем году нам удалось организовать 7 волонтерских экспедиций, снять серию-видео роликов в поддержку крохинского проекта, провести несколько лекций для школьников и студентов, принять участие в пяти благотворительных ярмарках и нескольких конкурсах в сфере сохранения культурного наследия, успешно завершить два краудфандинговых проекта и начать третий, попасть на страницы иностранных изданий (английского и сербского) и многое другое.

Здесь и далее фотографии: С. Фоменко, Д. Калинина, Т. Зайцева, Ю. Антонов, А. Кардаш, А. Хлопотин, А. Кайбышева, А. Афанасьев, Т. Елесина, Е. Затуливетер, А. Кузнецов.

Отчёты прошлых лет можно посмотреть по этим ссылкам: 2011 год, 2012 год, 2013 год, 2014 год.

Начнём традиционно с рассказа о результатах волонтерских экспедиций - их было семь:

- зимняя поездка с 28 февраля по 1 марта: в поездке приняли участие 15 человек из Москвы (9), Санкт-Петербурга (2) и Череповца (4). В программу поездки входили несколько экскурсий и встреч, ледовый поход в Крохино, а также работы в волонтерском доме.
В первый же день поездки для нашей команды в Белозерском краеведческом музее была организована замечательная интерактивная экскурсию (благодарим директора музея Залогину Татьяну Валерьевну и экскурсовода Ардальонова Дмитрия Александровича), а также экскурсия в Доме Сераго, которую для нас провела директор Центра ремесел и туризма Ермакова Татьяна Алексеевна. Вторая экскурсия завершилась запланированной беседой о развитии туризма и сохранении культурного наследия в Белозерском крае.
На следующий день по крепкому льду мы отправились в Крохино. С нами к храмовому острову отправились потомки известной крохинской купеческой семьи Кошкиных из д. Глушково, и мы обсудили с ними истории переселенцев зоны затопления и сбор воспоминаний. На обратном пути мы сделали небольшой крюк в 30 км и заехали в с. Ухтома, чтобы полюбоваться местными храмами (два деревянных и каменный).

Прежде чем выйти на лёд р. Шексны, соблюдая технику безопасности, мы заготовили несколько длинных веток, чтобы "простукивать" свой маршрут на прочность ледового покрова.

- майская поездка с 1 по 3 мая: вот мы и дождались весны, чтобы с ледоходом поплыть к храму Рождества Христова, в рабочем бушлате и тёплых рукавицах… Нам повезло: навигация была уже открыта, и река полностью очистилась ото льда. Рабочий сезон открывали преимущественно девичьей командой (5 из 9 участников).
На храмовом острове были продолжены работы по удлинению северного участка дамбы на 10 метров, были укреплены южные и западные участки дамбы (пользуясь периодом низкого уровня воды), продолжен разбор завалов основного объема храма. Для текущих работ на остров были перевезены более 2 тонн песка - на его заготовку, погрузку и разгрузку ушел целый день, - тогда с нами было всего двое мужчин (а пёс на переправе, увидев, что девушки подтаскивают волоком мешки к лодке старался помочь, как мог). К сожалению, песок, закупленный и оставленный на переправе в прошлом году, нашего приезда не дождался - его израсходовали устроители переправы ранней весной (ситуация повторяется...).

В один из дней продолжили убирать территорию волонтерского дома, вывезли ещё несколько прицепов с мусором его бывших жителей, расчистили от мусора и излишней растительности то, что раньше было фруктовым садом, поправили покосившийся забор, сделали слив на кухне (теперь воду нужно носить только в одну сторону).

На храмовом острове встречали разных туристов. Компания молодых людей из Белозерска, сказали, что случайно узнали о Крохино "из телевизора", на остров выходить побоялись и вскоре уплыли к берегу допивать свою праздничную канистру с пивом. Вторая пара из подмосковной Балашихи - посмотрели храм, успели немного поработать с нами и зашли вечером на ужин. Оказалось, что они также занимаются культурными проектами в Ярославской области: восстанавливают и развивают территорию усадьбы "Куклин Угол". Третья пара - журналистки из Вологды, которые по возвращению сделали небольшой репортаж о первомайской волонтерской поездке в Крохино на областном новостном портале NEWSVO, а позже - опубликовали объемное интервью с руководителем проекта Анор Тукаевой под названием "Крохино: туда и обратно" (автор Ирина Казанкина).

- праздничная поездка с 12 по 14 июня: в эту поездку набралось 13 участников, преимущественно из Москвы (10), а также из Санкт-Петербурга (2) и Вологды (1). Благодаря тому, что собралась такая большая команда, мы смогли значительно расширить насыпь на северо-восточной части острова, а также восполнить вымытые волнами участки дамбы со стороны фарватера.

Вот она какая - волонтерская радуга. Радуга, зародившаяся на храмовом острове, как знак того, что мы не утонем в забвении.

Во второй день поездки к нам присоединились питерские путешественники, которые расположились в палаточном лагере на противоположном берегу р. Шексны. Сначала они приплыли в Крохино "на разведку", а узнав, что здесь работают волонтеры, заинтересовались и решили на пару часов присоединиться и помочь нам: работа на острове кипела и спорилась! Среди добровольцев был и "Даниэл Крэйг, папа Никиты", именно так нам представили его друзья (см. фото).

Но кроме голливудского шика в эту же поездку к нам присоединилась киношная группа из Москвы в составе 3 человек. Ребята решили снять свой документальный фильм о волонтерах и Крохино. Они пробыли с нами все дни поездки, жили в волонерском доме, и вот их впечатления: "С уверенность можно сказать, что Крохино - действительно особенное, волшебное место. Здесь отрываешься от суеты, мысли проясняются, заряжаешься положительной энергией. Надеюсь, нам удастся хоть немного передать атмосферу, которая царит на острове. И даже небольшие трудности, возникшие в ходе поездки (с резиновой лодкой, мотором и водной полицией) не смогли испортить впечатление от поездки. Тем более что рядом были волонтеры. А это удивительные люди – глядя на них, заряжаешься силой и оптимизмом".
Узнать больше о творческих планах на этот короткометражный фильм и о его создателях можно здесь.

- первая июльская поездка с 4 по 5 июля: нас было пятеро, и это минимально допустимое количество участников поездки, чтобы работа на острове и доставка груза была посильной и результативной (конечно, бывало, что работали вдвоем и втроем, но это скорее исключение).
В эту поездку мы забетонировали новый участок дамбы с северной стороны, продолжили разбирать завалы и одновременно увеличивать насыпь острова с северо-восточной стороны, а также опробовали в работе реставрационную известковую смесь Рунит на восточном участке колокольни.

Стоит ли говорить о том, что фотографировать и фотографироваться было некогда, поэтому данное фото из поездки - единственное «групповое», за кадром ещё двое участников поездки.

- вторая июльская поездка с 25 по 26 июля: в эту поездку мы были всемерóм и продолжили работу с реставрационной известковой смесью Рунит, которую специально заказывали из Санкт-Петербурга в начале июля. Значительную часть рабочего дня посвятили дальнейшему освоению мели на северо-восточном участке острова: дамба будет огибать этот участок и плавно выходить на восточный мыс острова.

- традиционная августовская поездка с 15 по 23 августа: она была полна трудов - от перевозки многотонных грузов на храмовый остров до забивания деревянных свай под мостки и строительства гальюна. За прошедшие 9 дней в Крохино побывали 16 волонтеров, попеременно сменяя друг друга. Всю смену на острове пробыли только 3 человека. Единовременно работали не более 5-7 человек, и, учитывая объем работ, нас снова было не много... Между тем, кому-то из нас ещё предстояла обратная дорога сквозь 1500 км на Урал.
За эти 9 дней погода на Белом озере показала себя со всех сторон, сначала по-настоящему штормило, дули холодные ветра, а после среды начало появляться солнце, чтобы завершить неделю теплыми вечерами с прекрасными умиротверенными закатами и звёздными ночами.

В первый день на озере разыгрался серьезный шторм, не позволяющий выйти на воду, поэтому  всё время посвятили заготовке и перевозке песка к переправе, во второй - уже работали на острове. Затем заказали на пилораме дерево (брус и вершинник), которое вместе с 5 тоннами заготовленного ранее песка, перевезли на остров на технической плавучей платформе. Грузили и разгружали всё это трое - все мужчины, которые были с нами в тот день в Крохино.
В остальное время бетонировали и укрепляли новый и старые участки дамбы, штукатурили и заполняли пустующие "швы" в нижнем ярусе колокольни реставрационной известковой смесью, забивали столбы для мостков и многое другое.

В минуты крайнего упадка сил пускались в пляс, отчаянно ждали помощи и свежих сил в последние дни поездки... И они прибыли - из Москвы и Вологды! Радовались встрече со старыми друзьями-волонтерами и друзьями-белозерами, и наслаждались всем тем крохинским, что мы любим.

Впервые за всю историю волонтерских поездок к нам приехала туристическая группа из Вологды, для которой мы провели небольшую экскурсию. Несмотря на то, что туристами были практически местные (хоть и столичные) жители, одеты они были совсем не по погоде и месту, и многое для них оказалось в диковинку, даже наша верная лодка "Южанка". Инициатор этого действа, Ольга Антипова, оставила свой отзыв об этой поездке: "Спасибо всем участникам за правильный подход и хорошее настроение, несмотря на холодный ветер! Спасибо Анор и всем волонтёрам за то, что приняли нас и передали нам частичку того вдохновения, которое позволяет людям беречь, любить и сохранять родную историю и культуру. Пусть Крохинский храм получит новую жизнь!".

Вологжане приехали в Крохино на экскурсию. Перед тем, как покинуть остров, они поделились своим мнением, что не только не готовы на участие в подобном добровольческом труде, но даже путешествие на лодке для них выходит за рамки привычного допустимого. Но ведь если тяга к путешествию и созиданию существует, то эти трудности, пожалуй, можно преоделеть?..

В последний день, помимо прочего (а в последний день всегда много прочего), на остров приплыл рыбак. Вышел в озеро на моторной лодке с многосильным мотором, но где-то в пути его винт "поймал" леску и сломался. Сказал, что 30 км греб на веслах, умеренно материл всё и вся. Долго расспрашивал, "что мы тут забыли" и "на хер нужна эта церковь", и что как не проплывает мимо, всё видит каких-то работающих людей, но разговор на разных языках не позволил найти общее понимание вопроса. Уплыл к переправе, ругая дурацкий остров за то, что плохо ловит мобильная связь (а она ловит отлично, в определенных местах), так и не осознав, что приплыл сюда, пожалуй, не случайно: мы напоили его чаем, предложили поесть, здесь он просушил ноги, отдохнул и немного протрезвел. И, наверное, у него был шанс увезти с острова нечто большее, не вполне осязаемое, но он им не воспользовался.

- сентябрьская юбилейная поездка с 26 по 27 сентября: эта поездка оказалась 30-й (начиная с августа 2011 года) и завершила очередной V-й сезон волонтерских работ в Крохино. В эту поездку набралось 10 участников, среди которых были и те, кто начинал этот трудный пусть в самых первых поездках, когда из рабочих инструментов были только перчатки, лопаты, лом и носилки.

Белым озером нам была подарена прекрасная погода. И, несмотря на дождливый прогноз на вечер субботы и всё воскресенье, сильный дождь начался только тогда, когда мы благополучно уехали с острова и начали собираться на вечерний поезд в волонтерском доме. Потрясающий закат в молочной дымке, полная луна, ночная громада храма, и много чего ещё, что останется в нашей памяти хорошим воспоминанием крохинских дней золотой осени.
В эти выходные мы должны были закончить работу с остатками строительных материалов, закупленных ещё летом - известковой смесью Рунит и цементом, что и было сделано. Дамбу продлили до конца нового участка суши, сделали небольшой пирс, куда будем причаливать в следующем году.

В завалах основного массива храма нашлись новые артефакты - крепеж иконостаса, фрагменты фресок, кованые гвозди. Кстати, фрагменты фресок, найденные в этом сезоне работ, упаковали и увезли в Москву - закрепить краску, которая совершенным чудом сохранилась в многотонных завалах и при такой высокой влажности.

Один из самых приятных "бонусов" любой поездки - ночное дежурство в палатке на храмовом острове. Изначально - вынужденная мера, чтобы предотвратить воровоство инструментов и материалов. Но восторженные впечатления от ночевки в крохинском храме сделали своё дело, и теперь, чтобы попасть в это дежурство, нужно занимать очередь...)

Самое важное в прошедшем сезоне волонтерских работ

Помните, ещё в начале 2014 года мы опубликовали Техническую концепцию проекта сохранения храма Рождества Христова в Крохино. Немногочисленные комментарии к ней ("Оооо", "Впечатляет!", "А как это...") говорили о том, что она кажется слишком масштабной и малореализуемой. Так думали и мы сами: спонсоров нет, власти против самой идеи сохранения крохинского храма, перспективы туманны. И главное, совершенно непонятно, как к ней подступиться, с чего начать...
Но в 2015 году мы не просто приблизились к реализации задуманного плана, но и начали постепенно его осуществлять. Во-первых, за зиму нам удалось отложить на счету фонда некоторый денежный резерв из Ваших небольших пожертвований (зарплату в фонде никто не получает, и благодаря нашим партнерам в сфере типографии, удалось избежать дополнительных расходов на печать фирменных календарей, которые мы дарили в каждый белозерский дом прошлой зимой), а во-вторых, нас выручил краудфандинг, который мы, благодаря Вашей активной поддержке, впервые опробовали в марте-апреле этого года.

Весной, помимо подготовки к V-му сезону волонтерских работ, мы активно искали партнеров в сфере инженерного проектирования. И, о чудо, нашли тех, кто не отверг идею сотрудничества с малоимущим благотворительным фондом. Эти специалисты - инженеры из компании ЗАО "ДАР/ВОДГЕО", специализирующейся на инженерной геологии и гидрогеологии, которые согласились разработать для нашего проекта комплексную техническую концепцию, объединяющую все предстоящие работы для консервации храма, а также составить сметы на первоочередные работы. Часть работ ими будут выполнятся безвозмездно, а часть - с понижающим коэффициентом (то есть со значительной скидкой)! Главным инженером компании Приображенским В.В. были разработаны все текущие технические задания для инженерных изысканий, а позже будет осуществлятся экспертиза полученных данных, а также общее техническое курирование проекта.

А теперь возвращаемся к Технической концепции и смотрим Перечень первоочередных противоаварийных работ:

1. Лазерное трёхмерное сканирование здания церкви, включая все фасады, фрагменты внешнего и внутреннего декора, с последующей сшивкой электронных облаков точек. Выполнено!
Работы проведены компанией ООО "СКАНГЕО" из Москвы безвозмездно, мы оплатили специалистам только дорожные и командировочные расходы. Позже, благодаря активистам АрхНадзора, появились архитекторы, которые преобразовали результаты трехмерного сканирования в рабочие чертежи и планы с обмерами храма (над этим этапом работали Сания Мамлеева, Кирилл Пиевский и Елена Касик).

2. Проведение инженерно-геодезических изысканий. Выполнено!
Изыскания были проведены в июле 2015 года специалистами Череповецкого района водных путей и судоходства - филиала ФБУ "Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей". Работы по договору уже оплачены и их результаты используются в планах геологических и гидрометеорологических изысканий. Геодезический план включает в себя все глубины и высоты, теперь у нас есть точные обмеры высотных точек в радиусе 25 метров от храмового острова.

3. Проведение инженерно-гидрометеорологических изысканий. Выполнено!
Эти камеральные изыскания состоят из расчетов специалиста-гидрометеоролога на основании гидрометеорологических данных, полученных в региональном управлении по гидрометеорологии (а именно филиал ФГБУ Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды "Вологодский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"). Дальнейшая обработка и обобщение данных будет проводится главным инженером ЗАО "ДАР/ВОДГЕО".
Гидрометеорологические изыскания позволят собрать воедино и проанализировать для дальнейшего проектирования дамбы и гидроизоляционных работ данные по климатическим, ветровым и ледовым характеристикам, срокам прохождения паводков, зонам затопления, подтопления и береговой эрозии, волновым характеристикам, типам русловых процессов и темпам русловых деформаций и многое другое.

В перечне первоочередных противоаварийных работ также обозначены инженерно-геологические изыскания, требующие бурения нескольких скважин по периметру храмового острова (наиболее дорогостоящие работы из всех инженерных изысканий). Геологические изыскания чрезвычайно важны для дальнейших консервационных работ, проектирования и согласования. Они позволяют получить информацию о характере грунтов на глубинах до 12 м и возможной нагрузкой на них для дальнейших консервационных и строительных работ. Без данных геологических изысканий невозможно точно определить глубину залегания свай и их геометрию. Одним словом, все серьезные консервационные работы останавливает отсутствие данных по геологии.
На реализацию геологических изысканий в ноябре 2015 года был запущен новый краудфандинговый проект, и он был успешным! Забегая вперёд (в итоги 2016 года) хочется сказать, что зимой геологические изыскания были выполнены (!), а весной у нас уже будут все данные, чтобы начать инженерное проектирование консервационных сооружений и системы гидроизоляции.

Невозможное, пожалуй, возможно?!
Да, возможно. Потому что люди остаются людьми, будь то крупная московская инженерная компания или небольшая вологодская изыскательская лаборатория. Потому что рассказывая каждый раз об удивительном храме в Крохино и большом желании его сохранить, ожидаешь услышать отказ или сожаление в отсуствие возможностей оказать какую-либо помощь (и отказы звучат в 98 случаях из 100), но в конце концов получаешь и положительный ответ.
И даже в такое непростое время люди готовы оказывать помощь в сохранении делёкого северного храма, где-то в истоках реки Шексны.
А потому надежда есть!

____________________________________________________________

Во второй части отчёта читайте о главных общественных событиях проекта (лекциях, съемках серии видео-роликов, участии в благотворительных ярмарках, публикациях в СМИ, выступлениях на радио и ТВ, конкурсах и наградах), итогах краудфандинга, а также финансовый отчёт и послесловие.