krokhino_cerkov (krokhino) wrote,
krokhino_cerkov
krokhino

Categories:

СПАСЕНИЕ КРОХИНСКОГО ХРАМА (дневник волонтера) ч. 2

Оригинал взят у mavicc в СПАСЕНИЕ КРОХИНСКОГО ХРАМА (дневник волонтера) ч. 2



  Спустя менее чем два месяца после первой поездки в Крохино, состоявшейся в начале августа, начали готовиться ко второй.

Напомню, что в начале августа, когда мы впервые приехали на работы в храм Рождества Христова в Крохино, была достигнута договоренность с местным каменщиком Николаем (из д. Чикиево) о закладке южной и западной арок колокольни, дабы предотвратить ее разрушение.



Тогда же в храм были доставлены мешки с песком, глиной и цементом. А в конце августа - начале сентября Николай вместе со своими помощниками в течение нескольких дней произвели закладку арок.







         В ходе планирования и подготовки второй поездки одним из наших товарищей – Юрием komendana – была предложена идея (простая как все гениальное) повесить на руинах храма баннер с призывом о помощи, причем предельно лаконичным



Расчет был на то, что проплывающие на круизных лайнерах туристы, впоследствии, при просмотре своих фотоснимков, обратят внимание на баннер и заинтересуются Проектом.
         Идея Юрия была поддержана руководителем проекта Анор, которая вместе со своим мужем Бартеком заказали изготовление баннера в специализированной фирме, и ко времени второй поездки он уже был готов.
         Состав добровольцев для работ в храме по сравнению с первой поездкой существенно изменился. Во-первых, я уже ехал без Насти (жены), не смогли поехать Бартек (муж Анор) и Инга из Вологды. Зато к нам присоединились Петя, Артемий и Володя из Москвы, а также Юра (автор идеи с баннером) и Александр (фотограф газеты "Невское время") из Санкт-Петербурга. Из «старичков» во второй раз поехали Анор, Дима (архитектор), Сева и я. Таким образом, в сентябре нас уже было 9 человек (в августе – 7).
         Поскольку у Бартека в этот раз не получилось поехать с нами, то машина у нас была всего одна. Как и в первую поездку, я готов был взять с собой попутчиков, однако кроме Владимира wlad11 в пятницу со мной никто поехать не смог.
 
24 сентября. Пятница
 
  В начале десятого утра я подобрал Володю у одной из станций метро и мы долго пробирались к выезду из города в ярославском направлении. Если в августе я выбрал маршрут до Белозерска через Череповец (по трассе Р104), то на этот раз решил проехать через Вологду (по трассе М8) и сразу могу сказать, что пожалел об этом. Несмотря на то, что трасса М8 шире и лучше по качеству, чем Р104, однако во времени ничего не выигрываешь, т.к., во-первых, на трассе много постов ДПС, а во-вторых, от Вологды до поворота на Белозерск нужно проехать 100 с лишним километров практически до самого Череповца по загруженной двухполосной трассе А114, которая к тому же напичкана видеокамерами. В итоге я сделал для себя вывод: через Вологду в Белозерск имеет смысл ехать лишь в том случае, если наверняка успеваешь до 20.00 на паромную переправу через Шексну в районе Вогнемы.


 
         Белозерск, как известно, готовится в 2012 году отпраздновать свое 1150-летие. Власти города и области заявляют, что на подновление и обустройство Белозерска выделена огромная сумма. В связи с этим город превратился в большую стройплощадку, где памятники истории и культуры одеты в строительные леса, а дороги впервые за 1150 лет покрывают асфальтом.
         Въехав в Белозерск уже поздним вечером и обнаружив перекрытый центр города, мы стали пробираться «огородами» в кромешной тьме и по уши в грязи к районной администрации, где, как и в первый раз, нам нужно было забрать строительный инвентарь. Накануне поездки Анор вела переговоры с местными жителями насчет жилья. В итоге удалось договориться с Николаем (каменщиком из д. Чикиево), т.к. у Василия Анатольевича, который принимал нас у себя в августе, на этот раз гостили родственники.Таким образом, наш путь лежал в деревню Чикиево, к Николаю.



Дом Николая на краю деревни я помнил еще с первой поездки. Подъезжаю к нему. Кромешная тьма, хоть глаз выколи, и гробовая тишина… Под ногами хлюпает грязь после лившего весь день дождя. В доме, судя по всему, уже спали. Неловко будить людей, но вариантов, к сожалению, не было. Я постучал в дверь, но вряд ли мой робкий стук был слышен внутри. Порывшись в памяти своего телефона, я нашел номер Николая и позвонил. На том конце ответила женщина с характерным вологодским говором – жена Николая. Я объяснил, что мы уже приехали и стоим у дома. Окна дома тут же озарились светом, щелкнул затвор двери и мы с Володей вошли в дом. За несколько минут мы перетащили из машины свои вещи и разместились в комнатах.
         За вечерним чаем Николай с женой Тамарой все больше рассказывали о себе, о своей молодости, о деревенской жизни. Было очень интересно слушать этих милых, простодушных, открытых людей.
 
25 сентября. Суббота.
 
         Проснулся я от того, что по мне ползали два маленьких котенка. За окном завывал ветер и моросил дождь, а в соседней кухне приятно потрескивали дрова в печке. Было так тепло и хорошо, что даже не хотелось вставать. Однако нужно было подготовиться к приезду остальной группы добровольцев. В пятницу вечером они выехали из Москвы и Питера на поезде и в субботу утром прибыли в Череповец, откуда на автобусе добирались до Белозерска. В Белозерске я должен был их встретить примерно в 10.20.
         После завтрака мы с Николаем пошли смотреть пустующий дом – пригоден ли он для проживания. Оказалось, что, действительно, в доме уже больше пяти лет никто не живет, он запущен и не ухожен. Пришлось отказаться от этого варианта и надеяться на то, что Николай с женой Тамарой примут под свою крышу на пару дней всю нашу группу из 9-ти человек.
         Прямо напротив этого пустующего дома живет местный уникум, чикиевский авиалюбитель Александр Лесников, который своими руками построил деревянный самолет. Мы с Николаем нашли его копошащимся в огороде и попросили показать нам плод его кропотливого труда. Он открыл сарай и там действительно стоял фанерный самолет со снятыми крыльями (иначе бы он просто не поместился туда). Александр коротко рассказал о своем творении и попытках взлететь. Оказывается, винт самолета приводится в движение двигателем от «Москвича». Только вот, насколько я понял, ни одна попытка поднять самолет в воздух не увенчалась успехом. Тем не менее, авиалюбитель не отчаивается и продолжает «доводить до ума» свой самолет.
Вскоре я поехал в Белозерск встречать ребят.
         Автобус из Череповца прибыл четко по расписанию. В Чикиево мы переоделись, взяли Володю, продукты и отправились к паромной переправе на Шексне, где нужно было договориться насчет лодок.
        К нашему удивлению у переправы нас ожидали тележурналисты с Первого канала. Они нашли в сети информацию о Проекте, связались с Анор и высказали желание снять небольшой сюжет о наших работах в храме. Пока Анор с тележурналистами обсуждала предстоящие съемки, кто-то из ребят пошел в домик речников, обслуживающих паромную переправу,



и через несколько минут вернулся с радостной вестью: лодка есть! Виктор, работающий на переправе, согласился отвезти нас к храму и забрать оттуда. Сам он живет в Липином бору и ежедневно плавает на работу и домой на лодке.
         Девять человек добровольцев плюс еще трое тележурналистов в одну лодку никак бы не вместились, поэтому решили плавать в два захода. Анор, Сева, трое журналистов и я плыли во вторую очередь. По дороге Виктор вспоминал те времена, когда храм был еще полностью цел. Он же нам посоветовал найти в Каргулино Валентина Рюмина – бывшего жителя Крохино, который может более подробно рассказать о храме и затопленном селе.
         Ребята, приплывшие к храму первыми, уже активно начали работать – подсыпать юго-западный угол четверика храма.



Напомню, что в августе мы уделили этому месту особенное внимание и подсыпали в основном его. Подсыпка в неизменном виде продержалась около месяца.


(так выглядела отмостка в начале августа)

Однако по причине того, что значительную ее часть над поверхностью воды составлял мелкий щебень и песок, к концу сентября ее немного подразмыло.







         Таким образом, все силы в первый день были брошены на укрепление отмостки у юго-западного угла четверика храма.





         Сразу же по прибытии в храм приплывшие с нами тележурналисты с Первого канала взяли нас в оборот: брали интервью, режиссировали постановочные сюжеты.







         Спустя час, завершив съемки, тележурналисты уплыли. А мы продолжили свой кропотливый труд. То вставали в цепочку, передавая друг другу кирпичи, то по очереди таскали носилки с битыми кирпичами и сваливали все это к стене. Кирпичный завал в алтарной части постепенно уменьшался.















         Параллельно мы сооружали насыпь и у последней сохранившейся секции трапезной с южной стороны, которая просела и едва держалась на металлических связях.



Спасти ее, конечно, все равно не удастся, но нужно хотя бы предотвратить ее падение внутрь, где она может нанести ущерб еще целым элементам. По-хорошему, ее нужно бы разобрать вручную по кирпичику, однако пока такой возможности нет.
         Архитектор Дима, начав еще в августе работать над обмерами храма, продолжал их и в этот раз.





Постепенно на листе бумаги вырисовывался чертеж храма – такой, каким он был когда-то до разрушения.





         К середине дня отмостка у южной стены храма выглядела уже довольно внушительно. Мы надеялись, что теперь, учтя прежние недочеты, сооруженная нами отмостка продержится намного дольше и будет эффективнее защищать стену от размывания. Возможно, она не выдержит многократных набегов сильной волны, какую мы с ужасом в глазах наблюдали в этот день. Вблизи храма на довольно большой скорости пронесся 4-палубный теплоход «Мстислав Ростропович»,



создав такую волну, что та добила до середины трапезной.





Остается лишь уповать на совесть капитанов. А среди них, мы уверены, есть люди, которым небезразлична история своей страны и ее памятников, и подплывая к истерзанному волнами храму, они сбавляют скорость настолько, что вообще не создают волны, либо она гасится, так и не добежав до стен храма.



         В конце сентября сумерки наступают рано. В семь вечера я в составе первой группы отправился на лодке к берегу, чтобы отвезти часть ребят в Чикиево, в дом Николая, и вернуться за остальными.
         Стоя у переправы в ожидании второй группы добровольцев, в полной тишине и темноте, я устремил свой взор туда, где на фоне темно-синего неба чернел остов разрушенного храма. И вновь меня охватили думы о том, что когда-то здесь кипела жизнь. Люди рождались и умирали, радовались и печалились, ходили в храм, молились, венчались, крестили там детей и отпевали усопших; по Шексне сновали рыбацкие лодки, баржи с товарами… А теперь? Мрак и гробовая тишина.
Но вот вдали послышался гул моторной лодки. Он приближался и вскоре стали отчетливо слышны голоса. Ребята приплыли.
Заняв две комнаты в доме Николая, мы рядком растянулись по полу, укутавшись в спальные мешки. Несмотря на усталость, этой ночью я спал плохо – привыкшее к удобной кровати тело не могло найти покоя на жестком полу.
 
26 сентября. Воскресенье.
 
Рано утром мы попрощались с Юрой и Александром из Питера, за которыми заехало такси (с таксистом они договорились еще вчера). Ребятам нужно было возвращаться домой, чтобы в понедельник выйти на работу. Уже через два дня, 28 сентября, в газете «Невское время» была опубликована небольшая заметка о наших работах в крохинском храме, которая сопровождалась фотографиями Александра.



         Около десяти утра все семеро мы набились в мою машину и поехали к переправе. Как и вчера, Виктор отвез к храму сначала одну группу, затем вернулся за второй. Когда мы подплывали к храму, я увидел, что ребята, приплывшие ранее, развернули баннер и пытались закрепить его между двумя стенами храма.



Такая поспешность была вызвана тем, что навстречу нашей лодке шел огромный теплоход с туристами, которого я сначала не увидел, т.к. сидел к нему спиной. Не теряя времени, ребята решили посредством баннера обратить внимание туристов на катастрофическое состояние храма и воззвать о помощи. Когда теплоход поравнялся с нашей лодкой, я взглянул на тех, кто стоял на палубах – радостные азиаты фотографировали, махали нам руками и кричали что-то приветственное. Я подумал, что вряд ли этих людей беспокоит трагедия крохинского храма…
         В это воскресенье – второй и последний рабочий день - мы занимались закреплением баннера на стенах храма, подсыпкой провисшей секции трапезной с южной стороны, разгребанием завала и выборкой целого кирпича.



         К двум часам дня Дима надежно закрепил баннер со стороны фарватера. Спустя некоторое время он и Артемий отправились на лодке к берегу, т.к. им нужно было успеть на автобус из Белозерска в Череповец. Попрощались мы и с Виктором, поблагодарив его за помощь. В конце дня за нами обещал приплыть уже Василий Анатольевич.


Работа продолжилась. Сева и Петя сооружали отмостку у провисшей секции трапезной.





Володя находил целые кирпичи и складывал их штабелями.



А я и Анор, взобравшись на вершину кирпичного завала, постепенно разгребали его.



Спустя некоторое время обнаружилось, что под завалом сохранился фрагмент восточной стены, к которой примыкала апсида.



Любопытство настолько захватило нас, что мы копали все глубже, вынимая из кучи целые и битые кирпичи, отбрасывая в сторону песок и щебень.



         Незаметно опустились сумерки. А в семь или начале восьмого вечера за нами приплыл Василий Анатольевич. Нужно было собираться, хотя так хотелось покопать еще. Сложив все вещи и инвентарь в лодку, мы отчалили.
         Сквозь облака пробивался ярко-оранжевый закат.



Я в последний раз оглянулся на храм, серой глыбой высившейся над гладью воды.



Ветерок трепал баннер и казалось, что из самого нутра храма вырывался отчаянный оклик SOS!


 
27 сентября. Понедельник.
 
         Хорошенько выспавшись, мы – пятеро оставшихся добровольцев – стали собираться в дорогу домой. Сборы не заняли много времени и уже около 10-ти утра мы, сложив весь нехитрый скарб в машину, поехали в Белозерск. Нужно было вернуть строительный инвентарь в районную администрацию и закупить продуктов в дорогу.  А уже через два часа мы переплывали Шексну в районе Вогнемы на пароме.



Впереди предстояла долгая дорога до Москвы.



И мы ее преодолели с небольшими остановками за 10 часов.

P.S.

Участники второй рабочей смены в храме Рождества Христова в Крохино в сентябре 2011 г.





К сожалению, фотограф Александр не попал ни в один кадр. А если и попал случайно, то спиной. Да простит он нам, что не помещаем тут его фото.

Традиционно выражаем благодарность за бескорыстную помощь, предоставление жилья и лодок местным жителям:

Николаю из д. Чикиево



Виктору из с. Липин Бор



Василию из д. Каргулино



В настоящем посте использованы (помимо сделанных мною) фото Александра Гальперина, а также участников сентябрьской поездки в Крохино.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments