?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Слово - архитектору!

За свою практику мне доводилось видеть много разорённых и разрушенных храмов, но все они стояли на твёрдой земле. С такого рода условиями, когда объект со всех сторон омывается водой, я столкнулся впервые. Это исключительная особенность данного храма в масштабах всей России, его сестрой по несчастью может быть названа только Калязинская колокольня. И всё же, несмотря на столь агрессивную среду, да ещё при каждодневном неоднократном воздействии волн в течение всего сезона навигации, храм стоит уже более 50 лет, - таково качество работы прежних мастеров каменьщиков!

В уходящем году мы предприняли две поездки с группой волонтёров, цель которых сводилась к тому чтобы непосредственно на месте определить степень разрушений и предпринять практические меры консервационного характера с целью предотвращения дальнейшего разрушения храма. На месте было зафиксировано разрушение нижних частей несущих стен в основном с южной стороны (со стороны фарватера) вследствие набежной волны от проходящих судов. Стоит отметить, что наибольший вред храму наносят туристические лайнеры, капитаны которых, как оказалось, идут с нарушением скоростного режима, превышая его в 1,5 - 2 раза. В результате воздействия волн нижние участки стен при изначальной толщине в 1,2 метра значительно утончились.
       В результате двух поездок были частично разобраны завалы на месте обрушения восточной стены храма. Целый кирпич выбирался и складывался штабелями, половинки шли на подсыпку оснований стен по южному фасаду. Арки нижнего яруса колокольни для предотвращения крена и расползания в стороны стен были наглухо заложены на всю толщину целым кирпичам на известковом растворе, чтобы при реставрации эти закладки можно было легко разобрать без применения перфораторов, а старый кирпич использовать, например для вычинки старой кладки. На трещинах стен колокольни были установлены гипсовые маячки для отслеживания динамики возможных деформаций.
       Помимо этого вида работ мною были проведены обмерные работы: составлен план всего здания, обмерены детали фасадов. Сегодня мы уже имеем графические материалы для составления полноценного эскизного, а затем на его основе и рабочего проекта реставрации храма.



        В конце ноября мы побывали ещё раз у храма. С момента первой поездки прошло почти 4 месяца, но наши усилия, как оказалось, не были напрасны: подсыпка у основания стен оказалась цела, как и маяк на колокольне.

      В Вологде уже проведены переговоры с несколькими строительными компаниями, которые могут провести инженерно-геологические изыскания в самое ближайшее время, эти же специалисты могут взяться за проектирование обваловки здания храма.
      В дальнейшем я вижу вполне возможным проведение (уже после обваловки и укрепления основания) полноценных реставрационных работ с максимальным сохранением подлинных участков стен, которые даже при сегодняшней степени разрушений, составляют не менее половины от целого. Естественно, не может быть и речи о строительстве в другом материале и на другом месте (например, где-то рядом) полномасштабной копии Крохинской церкви. Сама подобная мысль есть не более чем простительное непонимание сути проекта, если не откровенное кощунство.
Дмитрий Куликов

На фото: Дмитрий Куликов проводит обмерные работы и делает "черновую" зачеканку волноприбойных ниш.

Для справки: в 2001 году Дмитрий Куликов закончил Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт по специальности архитектор-реставратор, работает по своему направлению более 10 лет. За эти годы принимал активное участие в реализации проектов по восстановлению храмового комплекса в Завидово на Ленинградском шоссе, реставрации храма Воскресения Христова в Коломенском Кремле, реставрации Никольского собора Хотькова монастыря, занимался и занимается проектированием и строительством новых храмов. Также есть несколько самостоятельных построек в Московской области, в Крайсчерче (Новая Зеландия) и др.

Latest Month

April 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
Powered by LiveJournal.com